В настоящее время актуализируются проблемы сохранения и развития национальных культур. Изучение исторического становления национальных видов спорта у народов, проживающих вокруг Байкала, представляет большой интерес для исследователей на-родных культур. Различные самобытные физические упражнения и игры зародились на заре становления человеческой цивилизации. Они отражали состояние материальной и духовной культуры народов и способствовали их физическому развитию. Со временем видоизменяясь, спортивные состязания прочно вошли в жизнь общества и сегодня представляют собой важнейший элемент традиционной культуры.
Издавна бурят-монголы почитали коня как верного друга и помощника, о нем слагали легенды и песни. Это связано, несомненно, с огромным значением коня в их хозяйстве, культуре и быте.
У всех кочевников Азии это животное пользовалось большой любовью, к нему относились как к близкому другу. Коня холили и лелеяли. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила.
В Бурятии встречаются лошади около двадцати мастей. Достоинства коня подчеркивались в песнях, фольклорных произведениях эпитетами «быстрый», «ходкий», «отличный», «сильный», «упитанный». Пожалуй, ни в одном языке мира нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском и монгольском. Ведь только мастей у лошади около пятисот, а каждая масть имеет еще свои оттенки. Самой большой ценностью для степняка-кочевника с точки зрения красоты и престижа был хороший конь в богатой сбруе.
Лошадь имеет очень большое значение в жизни бурят-монголов. Кони, быстроногие и выносливые животные, использовались ими в военных походах. Также бурятские лошади широко несли почтово-ямскую службу до построения Транссибирской магистрали. И, наконец, как у всех народов, у бурят с далеких времен устраивались конские бега, скачки, «мори-улдаан».
Бурят-монголы, как и другие народы, веками изучали качества лошадей и находили наиболее характерные черты резвых экземпляров. В былые времена не было случая, чтобы бурят пустил лошадь на скачки без индивидуального тренинга. Он проводился по особой методике и с большой тщательностью. Тренинг лошади, подготовленной для скачек, главным образом зависит от того, в каком состоянии была лошадь в его начале. Скаковая лошадь не должна быть ожиревшей, а также ее не следует использовать для верховой езды в сильные морозы. Привязь для скаковых лошадей буряты устраивали в 40–45 метрах от дома, на особом отдалении от жилых построек, чтобы туда не шел дым от печки. Следить за упитанностью скаковой лошади не так сложно, как за надлежащей формой ее живота. Она должна пастись на пастбищах с питательными травами. Понятно, что скаковые лошади очень высоко ценились и оберегались хозяевами. Выбор скаковых лошадей – это сложная наука. Вымеряли ускоки коней. Хорошие лошади делают в бегах в среднем по 34 четверти и даже иногда до 36 четвертей ускоков (до трех саженей). Длина ног лошади имела немаловажное значение.
Подготовку скаковых лошадей к бегам вели специалисты. Их называли «ладильщиками». Это были опытные, много знающие и добрые знатоки. В старину говорили: «В беге все дело решает ладильщик». Ладильщик готовит коня сугубо индивидуально, тренинг может быть коротким – 4–6 дней, а может достигать и 20 дней.
В старину скачки проходили на обоо – вершине, где в начале лета ламы организовывали всенародные молебствия. После богослужения и молитв все люди, и старые и малые, спускаются с гор к месту, где проводился праздник.
Начинается угощение, выставляются зеленый чай с молоком, молочные продукты, мясо, кумыс и архи. Прежде всего кумысом и архи угощаются знатные, старшие по возрасту гости. В разгаре угощения всех бегунцов водят вокруг духурика (люди, сидя полукругом, беседуют и принимают пищу), как бы показывая, представляя всем, какая лошадь кому принадлежит. Затем лошадей уводят к месту старта. Обязанность своеобразного судьи (распорядителя) выполняет достойный, знающий правила человек.
Победителей на финише ждут и ловят поджидающие люди и уводят к духурику, где сидят старейшины. Всадник три раза объезжает духурик, потом останавливается в центре. Кто-нибудь из народных певцов садится на победителя-скакуна и поет хвалебную песню-соло, которых в бурятском народе было великое множество. Затем седок и хозяин коня удостаиваются почетного приза. У бурят проводились скачки местного характера: всей долины или улуса. Так что за летние месяцы бегунцы имели возможность по нескольку раз выходить на скачки. Проводились скачки на пари, имеющие определенный денежный интерес.
Современные конные соревнования проводятся по трем видам: скачки (гуйдэл), аллюр (катарха), бега иноходцев (жороо). Скачки, как правило, привлекают множество людей. Интерес у людей не только спортивный, но также чисто житейский (это встречи, знакомства, общение, досуг и т. п.).
Сегодня Сурхарбан – это не только спорт, но и культурно-зрелищное мероприятие. В нем каждый год принимают участие профессиональные артисты, признанные мастера самодеятельного творчества, организовывается торговля изделиями народного промысла, промышленными и продовольственными товарами. Главными задачами этого праздника являются сегодня, как и много лет назад, прежде всего сплочение членов рода, налаживание взаимоотношений, знакомство и обмен опытом. Все это создает атмосферу подлинно народного праздника, вызывая у людей чувство непрерывной связи прошлого и настоящего, торжества силы, ловкости и справедливости.
Юные тосовцы участники конных скачек.